Материал для информационно-пропагандистских групп

 

  • БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ –

    ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА

  • О РАДИАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ

    В МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ И МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧАЭС.

    РАЗВИТИЕ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ СЕГОДНЯ

  • БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
  • Обеспечение пожарной безопасности при сжигании мусора, профилактика палов сухой травы.

 

  • ТВОРЧЫ ПРАЕКТ “Чалавек слаўны працай”

аператар машыннага даення МТК “Навасёлкі” Вольга ПАНЦЯЛЕЕВА

 

 

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ –

ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА

На разных этапах общественного развития одним из самых пагубных явлений выступает коррупция (от лат. corrumpereпортить). Злоупотребление властью для получения выгоды в личных целях сопровождает человечество с древнейших времен. Несмотря на то, что история знает немало примеров борьбы с этим злом (порой крайне жестоких), к сожалению, оно не изжито до сих пор. В XXI веке коррупция остается в числе актуальных проблем, присущих всем без исключения странам.

Коррупционные правонарушения наносят колоссальный материальный ущерб современным государствам. Ежегодно в мире на взятки тратится 1 трлн. долларов США. Эти данные приведены в прошлогоднем исследовании ООН, подготовленном к Международному дню борьбы с коррупцией (отмечается 9 декабря). В результате коррупции государства недополучают ежегодно 2,6 трлн. долларов США — сумму, эквивалентную 5% мирового ВВП. В развивающихся странах потери, связанные с коррупцией, превосходят в 10 раз суммы, выделяющиеся в качестве официальной помощи. В Европейской комиссии ЕС утверждают, что коррупция каждый год приносит ущерб евроэкономике в размере 120 млрд. евро. А по оценкам Европейского бюро по борьбе с мошенничеством, страны Европейского союза ежегодно теряют от коррупции 323 млрд. евро.

В Беларуси созданы и на практике реализованы механизмы государственной антикоррупционной политики, доказавшие свою эффективность.

Этот вопрос находится под постоянным личным контролем Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Глава государства в своем выступлении на торжественном мероприятии, посвященном 100-летию органов государственной безопасности, отметил: «В последние годы общими усилиями компетентных служб коррупцию удалось обуздать (в Беларуси удельный вес выявленных преступлений коррупционной направленности в структуре всей преступности ежегодно составляет не более 2-3%). Однако о ликвидации негативных явлений еще говорить не приходится. Взяточничество, хищения, теневая коммерция и прочие нарушения закона подобного рода по-прежнему представляют собой огромную опасность для нашей страны».

Негативное влияние коррупции на социально-экономические процессы

В белорусском законодательстве коррупция определена как умышленное использование служебного положения в целях противоправного получения имущества или другой выгоды, а также подкуп должностного или приравненного к нему лица.

Основные негативные экономические последствия от коррупции заключаются в следующем:

расширяется теневая экономика (а на ее основе криминальный бизнес), что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета;

нарушается конкурентное регулирование рынка, поскольку «конкурентоспособным» становится тот, кто получил преимущества незаконно;

неэффективно используются бюджетные средства при распределении государственных заказов и кредитов;

повышаются себестоимость производства продукции и товаров, отпускные (розничные) цены за счет коррупционных «накладных расходов», растет инфляция;

ухудшается инвестиционный климат. У агентов рынка появляется неверие в способность властей устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночных отношений.

В целом потери от коррупции гораздо шире и глубже, чем это представляется с точки зрения простой ее оценки как суммарной величины взяток и сумм похищенного.

Отвлекаемые от целей общественного развития «коррупционные средства» снижают способность государства решать актуальные социальные проблемы населения.

Политическая опасность коррупции заключается в ее исключительно негативном воздействии на основы государственного устройства и правового регулирования. Деятельность коррумпированных чиновников всегда ориентирована на сохранение и поддержание различного рода личных и узкокорпоративных интересов, а не на обеспечение устойчивого развития государства.

В белорусском обществе преобладает негативное отношение к коррупции. Согласно результатам республиканского опроса, проведенного Информационно-аналитическим центром при Администрации Президента Республики Беларусь (далее — ИАЦ) в IV квартале 2017 г., 77,5% респондентов считают, что это недопустимое явление, с которым надо решительно бороться. При этом для белорусских граждан основным источником формирования мнения о коррупции являются публикации СМИ (58,5%). Значительно реже опрошенные указывают на произошедшие случаи с родственниками и близкими (13,5%), полученную в общественных местах информацию, слухи (10%), личный опыт (8%) и др.

Законодательство Республики Беларусь о борьбе с коррупцией

В Беларуси создана эффективная законодательная база по борьбе с коррупцией во всех сферах жизнедеятельности общества.

Кроме того, наша страна является активной участницей ряда конвенций ООН и Совета Европы в области борьбы с коррупцией и организованной преступностью. Выполняя соответствующие международные обязательства, Республика Беларусь в рамках своей правовой системы последовательно принимает законодательные, административные и иные антикоррупционные меры.

Антикоррупционная нормативная база в последние годы подверглась серьезной доработке. После широкого общественного обсуждения принят и с 24 января 2016 г. действует новый Закон о борьбе с коррупцией, которым предусмотрен обновленный комплекс профилактических правовых механизмов.

Законом введен запрет на трудоустройство в качестве государственных служащих работников, ранее совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий.

Ограничены прием лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на должности из кадрового реестра Президента, Совета Министров, областных и районных исполкомов, а также право лиц, совершивших коррупционные преступления, на пенсионное обеспечение, предусмотренное законодательством о государственной и военной службе.

Для предупреждения скрытого подкупа высокопоставленных должностных лиц расширен перечень сведений о доходах и имуществе, подлежащих декларированию. Предусмотрена обязанность государственных должностных лиц давать пояснения об источниках доходов, в случае их внезапного увеличения.

Введен гражданско-правовой механизм изъятия по решению суда имущества, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения на законные доходы.

В Беларуси продолжается совершенствование актов законодательства, которые регулируют общественные отношения, наиболее подверженные коррупции.

Существенной корректировке подвергнут порядок осуществления административных процедур и государственных закупок, лицензирования, предоставления земельных участков.

Цель принятых в 2017 году документов — улучшение бизнес-климата, совершенствование регулирования контрольной (надзорной) деятельности, содействие торговле и бытовому обслуживанию, расширение самозанятости населения.

Ключевым документом в этой сфере стал Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства».

Декрет минимизирует вмешательство должностных лиц в работу субъектов хозяйствования и усиливает механизмы саморегулирования бизнеса, его ответственность за свою работу перед обществом. Этим документом введен уведомительный порядок для ряда видов деятельности, систематизированы требования к безопасности, установлен мораторий на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов, пошлин, предоставлено право самостоятельно организовывать и проводить выставки, устанавливать режим работы торговых объектов, объектов общепита и др.

Справочно:

С 26 февраля 2018 г., например, можно не разрабатывать проектную документацию для размещения наружной рекламы; не получать согласия общего собрания членов гаражного кооператива для использования гаража в качестве СТО; не оформлять путевые листы для автомобильных перевозок и др.

Для практической реализации Декрета № 7 предстоит большая работа -необходимо внести изменения в более чем 6 кодексов, 21 закон, 13 указов, отраслевые и локальные документы.

Субъекты противодействия коррупции

В Республике Беларусь сформирована единая система государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, их специальных подразделений и государственных органов и иных организаций.

Борьбу с коррупцией осуществляют органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.

Государственным органом, ответственным за организацию борьбы с коррупцией, является Генеральная прокуратура Республики Беларусь.

Справочно:

В Генеральной прокуратуре Республики Беларусь создано управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью, в Министерстве внутренних дел Республики Беларусь — главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией.

В борьбе с коррупцией участвуют Следственный комитет Республики Беларусь, органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни, Государственный пограничный комитет Республики Беларусь и иные органы пограничной службы Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и его инспекции, Министерство финансов Республики Беларусь и его территориальные органы, Национальный банк Республики Беларусь, другие банки и небанковские  кредитно-финансовые  организации, а также  другие государственные органы и иные организации в пределах своей компетенции в соответствии с актами законодательства.

В настоящее время реализуется очередная программа по борьбе с преступностью и коррупцией на 2017-2019 годы.

В республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных, Минском городском, городских, районных исполкомах, местных администрациях районов в городах, управляющих компаниях холдингов созданы комиссии по противодействию коррупции. В заседаниях комиссий, как правило, участвуют представители прокуратуры, органов внутренних дел, средств массовой информации.

Сила общественности (граждан и общественных объединений) заключается в привлечении внимания к тем или иным проблемам, решаемым в дальнейшем государственными органами.

Через специальную форму, предусмотренную на сайтах государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, граждане имеют возможность сообщить об известных им фактах коррупции (в том числе анонимно), а также обратиться за разъяснением интересующего вопроса, подать заявление, предложение, жалобу.

Ответственность за совершение коррупционных деяний

В зависимости от последствий коррупционных правонарушений в Республике Беларусь установлена уголовная, административная, дисциплинарная и гражданско-правовая ответственность.

Совместным постановлением Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь и Следственного комитета Республики Беларусь в декабре 2013 г. утвержден действующий перечень коррупционных преступлений:

  • хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (статья 210 УК);
  • легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (части 2 и 3 статьи 235 УК);
  • злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3 статьи 424 УК);
  • бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3 статьи 425 УК);
  • превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (части 2 и 3 статьи 426 УК);
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 429 УК);
  • получение взятки (статья 430 УК);
  • дача взятки (статья 431 УК);
  • посредничество во взяточничестве (статья 432 УК);
  • злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (часть 1 статьи 455 УК).

УК устанавливает весьма суровые санкции за совершение коррупционных преступлений, которые достигают 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Практикуется организация выездных судебных заседаний по уголовным делам о коррупции на предприятиях, в трудовых коллективах.

Отсутствие в нашей стране «неприкасаемых» подтверждается примерами возбуждения резонансных уголовных дел в отношении руководителей самого высокого ранга, освобождения их от занимаемых должностей за допущенные просчеты в организации антикоррупционной работы.

В КоАП определены меры административной ответственности за отдельные виды коррупционных правонарушений. К ним в том числе относятся:

  • нарушение порядка использования средств бюджета, государственных внебюджетных фондов либо организации государственных закупок товаров (работ, услуг) (статья 11.16 КоАП);
  • нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов (статья 23.83 КоАП).

В Законе о борьбе с коррупцией предусмотрена дисциплинарная ответственность за коррупционные проявления. В качестве наиболее жесткой санкции статьей 43 Закона предусмотрено освобождение от занимаемой должности (увольнение). Руководители государственных органов и иных организаций обязаны информировать государственные органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, о фактах совершения подчиненными работниками коррупционных правонарушений в течение десяти дней с момента, когда им стало о них известно.

Статьей 36 Закона о борьбе с коррупцией установлена гражданско-правовая ответственность за достоверность сведений, указываемых в ежегодных декларациях о доходах и имуществе государственными должностными лицами, занимающими ответственное положение, лицами, поступившими на государственную службу путем избрания, их супругом (супругой), несовершеннолетними детьми, в том числе усыновленными (удочеренными), совершеннолетними близкими родственниками, совместно с ними проживающими и ведущими общее хозяйство. В случаях установления явного превышения стоимости принадлежащего указанным лицам имущества и иных расходов (составляющего не менее 25%) за период, когда должностные лица занимали названные должности, над доходами, полученными из законных источников, имущество и иные расходы на сумму, явно превышающую подтвержденные доходы, безвозмездно изымаются (взыскиваются) или взыскивается стоимость такого имущества в доход государства.

 

Текущее состояние коррупционной преступности

в Могилевской области

На территории Могилевской области в 2017 году 124 лица привлечено к уголовной ответственности, 60 должностных лиц осуждено к реальному лишению свободы.

Наибольшее количество лиц, совершивших преступления, выявлено в сферах сельского хозяйства -32, промышленности -25, государственном управлении -22, ЖКХ -14, строительстве -13, торговле -12.

Сфера закупок, по-прежнему, характеризуется повышенным риском коррупционных проявлений – значительное количество таких уголовных дел возбуждались по фактам реализации фигурантами коррупционных схем, направленных на завладение финансовыми ресурсами субъектов хозяйствования государственной формы собственности (или с преобладающей долей государства) при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) у аффилированных субъектов хозяйствования.

Например, постановлен обвинительный приговор судом Бобруйского района и г.Бобруйска в отношении заместителя начальника цеха ОАО «Белшина» который за положительные результаты испытаний металлорукавов потребовал от представителя коммерческой структуры и получил 2000 евро. При этом достоверно зная, что качество металлорукавов не соответствует предъявляемым требованиям. Обвиняемому назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года с конфискацией имущества и отбыванием в исправительной колонии в условиях усиленного режима с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей сроком на 5 лет.

В отдельных случаях коррупционная составляющая фактически напрямую перекладывается на граждан, часть из которых этого даже не подозревает.

В сфере сельского хозяйства получили распространение факты хищения путем злоупотребления своими служебными полномочиями, а также искажения реальных показателей о производственной деятельности сельхозорганизаций с целью демонстрации положительных результатов.

Так, приговором суда Шкловского района осуждены исполняющая обязанности главного бухгалтера и два бухгалтера ОАО «Новое Юбилейное», которые умышленно завышали суммы причитающихся им выплат и похитили денежные средства общества, причинив ущерб на общую сумму более 20 000 рублей. Исполняющей обязанности главного бухгалтера назначено наказание в виде лишения свободы сроком на четыре года с конфискацией имущества и лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, сроком на 5 лет, бухгалтерам — в виде лишения свободы сроком на три года со штрафам в размере 100 базовых величин и с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, сроком на 3 года.

Приговором суда Белыничского района осуждена заведующая молочно-товарной фермой ОАО «Белыничи», которая с целью сокрытия падежа скота составила фиктивные первичные документы на его продажу живым весом работникам предприятия, с последующим удержанием денежных сумм из их заработной платы. Обвиняемой назначено наказание в виде лишения свободы сроком на два года, с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей, сроком на 3 года.

Увеличилось количество лиц, привлеченных к уголовной ответственности за дачу и подстрекательство к даче взятки. Например, приговором Осиповичского суда осужден Р., который под предлогом передачи взяток должностным лицам государственных органов, за решение различных вопросов получал от граждан денежные средства, при этом заведомо не намереваясь выполнять принятые на себя обязательства. Обвиняемому назначено наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет с отбыванием в исправительной колонии в условиях строгого режима.

Однако далеко не все коррупционные деяния относятся к преступным. Некоторые из них наказуемы только в дисциплинарном и (или) административном порядке, а другие порицаются лишь как безнравственные. Кроме того, ряд правонарушений хотя и не являются коррупционными, но создают условия для коррупции и свидетельствуют о предрасположенности лиц, их совершивших, к коррупционным злоупотреблениям.

Прокурорами ежегодно выявляется значительное количество нарушений антикоррупционного законодательства.

За 2017 год выявлено 99 коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции, предусмотренных ст.ст.25 и 37 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (в 2016 году — 80). Среди данных нарушений выявлялись такие как оказание государственным должностным лицом неправомерного предпочтения интересам физических лиц, использование в личных интересах государственного имущества, служебного положения при решении вопросов, затрагивающие личные интересы должностного лица, участие в качестве представителя третьих лиц в делах государственной организации, работником которой он является, нарушение порядка проведения конкурсов и аукционов.

          Например, И. находясь в должности директора ОАО «Стайковское» Кировского района, совершив по своей вине дорожно-транспортное происшествие, в результате которого служебному автомобилю причинены механические  повреждения, а также скрыв факт данного происшествия, произвел ремонт автомобиля за счет средств общества на сумму свыше 3 тыс. рублей. Своими действиями И. совершил правонарушение, создающее условия для коррупции, предусмотренное абз.4 ч.1 ст.25 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» — использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной (трудовой) деятельностью.

Выявлялись факты нарушения государственными должностными лицами ограничений, установленных для них законодательством о борьбе с коррупцией.

Например, прокуратурой Горецкого района установлено, что 27.01.2017 между главным бухгалтером РУП «Учхоз «БГСХА» Х. (поверенный), являющейся государственным должностным лицом, и заместителем директора представительства БРУСП «Белгосстрах» по Горецкому району (доверитель) заключен договор поручения, по которому Х. являлась страховым агентом БРУСП «Белгосстрах». В соответствии с договором поверенный обязуется от имени и за счет доверителя заключать договоры страхования, в качестве вознаграждения поверенному предусмотрены выплаты в размере 20% от поступивших страховых взносов.

В соответствии со ст.17 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» государственное должностное лицо не вправе быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) оно является.

В нарушение данных требований за выполненную работу по заключению полисов представительством БРУСП «Белгосстрах» по Горецкому району Х. начислено денежное вознаграждение в сумме свыше 2 000 рублей.

Аналогичные факты имели место и в других регионах области:  денежные средства незаконно получены также государственными должностными лицами УЗ «Шкловская ЦРБ», Шкловского УКП «Жилкомхоз», ГЛХУ «Краснопольский лесхоз», ГУКДСП «Круглянская ПМК №266».

Своими действиями должностные лица совершили правонарушения, создающие условия для коррупции, предусмотренные абз.5 ч.1 ст.25 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», а именно участие государственного должностного лица в качестве представителя третьих лиц в делах государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) он является. Согласно ч.1 ст.40 Закона денежные средства, предоставленные в нарушение законодательства о борьбе с коррупцией и поступившие на банковский счет государственного должностного лица, подлежат перечислению им в республиканский бюджет в течение десяти дней со дня, когда государственному должностному лицу стало об этом известно.

В прошедшем году выявлены грубые нарушения законодательства при реализации государственных программ, факты неэффективного использования выделенных бюджетных средств, что создает коррупционные риски.

Например, прокуратурой Могилевской области организована и проведена выборочная проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, исполнения законодательства о закупках в ходе реализации Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. В целях реализации Государственной программы в 2016 году предусмотрено строительство объекта «Реконструкция очистных сооружений в д. Свадковичи Кричевского района» (заказчик –  УКПП «Водоканал»). Проектом предусмотрен снос старых зданий очистных сооружений и канализационно-насосной станции (в том числе подземной части). Победителем процедуры государственной закупки на выполнение работ по строительству указанного объекта признано УЧПТП «Сектор».

         Как установлено прокуратурой области в акты сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ за ноябрь и декабрь 2016 года включены работы по разборке железобетонных конструкций (подземная часть) и их перевозке, которые фактически не выполнены. Акты подписаны бывшим директором УКПП «Водоканал» Р.

         Вместе с тем, за данные работы на счет УЧПТП «Сектор» необоснованно перечислены бюджетные средства в сумме более 24 тыс. рублей. По данному факту в отношении ряда должностных лиц возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления предусмотренного ст. 428 УК Республики Беларусь (служебная халатность).

Эффективное противодействие коррупции и снижение масштабов ее распространения возможно лишь при условии совместного и скоординированного участия в этом процессе всех государственных органов, иных государственных и негосударственных организаций, институтов гражданского общества и отдельных граждан.

Международное сотрудничество

Республика Беларусь является полноправным участником Группы государств по борьбе с коррупцией. Наша страна также входит в состав Межгосударственного совета по противодействию коррупции Содружества Независимых Государств.

В опубликованном международной организацией Transparency International ежегодном индексе восприятия коррупции по итогам 2017 года Беларусь поднялась с 79-го (в 2016 году) на 68-е место (для сравнения: Болгария и ЮАР находятся на 71-м месте, Китай и Сербия — на 77-м, Индия и Турция — на 81-м, Армения и Македония на 107-м, Азербайджан, Казахстан, Молдова — на 122-м, Украина — на 130-м, Кыргызстан и Россия -на 135-м, Узбекистан — на 157-м, Таджикистан — на 161-м, Туркменистан -на 167-м месте). При этом наша страна за последнее десятилетие улучшила свою позицию более чем в два раза (в 2007 году занимала 150-е место).

По мнению экспертов американской некоммерческой деловой ассоциации TRACE International, Беларусь является одной из стран с «наиболее развитым антикоррупционным законодательством».

Белорусским руководством последовательно и настойчиво предпринимаются необходимые меры по дальнейшему укреплению законности и правопорядка, недопущению проникновения криминала в органы государственного управления, политику и экономику. Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко занимает принципиальную позицию в отношении безусловного противодействия коррупции во всех без исключения сферах общественных отношений. Неизменными остаются требования белорусского лидера о необходимости привлечения к ответственности причастных к коррупции лиц независимо от их статуса, должностного положения, предыдущих заслуг.

Справочно:

Большинство жителей Беларуси (68%) в той или иной степени положительно оценивает проводимые государством меры по борьбе с коррупцией в нашей стране. Об этом свидетельствуют данные проведенного ИАЦ в IV квартале 2017 г. республиканского опроса.

Глава государства на состоявшейся 1 февраля 2018 г. встрече с Председателем Комитета государственной безопасности В.Вакульчиком, отметив весомый вклад КГБ в раскрытие значимых преступлений в сфере коррупции, заявил: «Что бы мы ни делали в обществе, какие бы у нас ни были законы, государственное устройство, экономика какая бы продвинутая ни была, но если коррупция, как в некоторых известных нам государствах зашкаливает, если против нее не борются, никакого продвижения и развития страна не получит. Поэтому коррупция — это страшная ржавчина, против которой надо бороться».

 

О РАДИАЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКЕ

В МОГИЛЕВСКОЙ ОБЛАСТИ И МЕРАХ ПО ДАЛЬНЕЙШЕЙ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧАЭС.

РАЗВИТИЕ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ СЕГОДНЯ

В настоящий момент в Могилевской области радиоактивному загрязнению территории подвержены 14 районов (Белыничский, Бобруйский, Быховский, Кировский, Климовичский, Кличевский, Костюковичский, Краснопольский, Кричевский, Могилевский, Мстиславский, Славгородский, Чаусский, Чериковский).

В состав наиболее загрязненных районов Республики Беларусь включен 21 наиболее загрязненный радионуклидами район, из них 5 районов Могилевской области – Быховский, Костюковичский, Краснопольский, Славгородский, Чериковский.

По состоянию на 1 января 2018 года на территории Могилевской области в зоне радиоактивного загрязнения расположен 691 населенный пункт с численностью проживающих 104,1 тыс. человек.

Площадь территории лесного фонда Могилевской области, загрязнённая цезием-137, составляет 400,0 тыс. га (32,6% от общей площади лесного фонда Могилевского ГПЛХО). 10 лесхозов по степени тяжести радиоактивного загрязнения ранжированы по убыванию в следующем порядке – Краснопольский, Чериковский, Быховский, Костюковичский (36,6 тыс. га), Чаусский, Климовичский,  Белыничский, Могилевский, Кличевский, Горецкий.

Система контрмер и жесткого радиационного контроля качества мяса в общественном секторе производства обеспечивают соответствие качества свинины и говядины требованиям радиационной безопасности – содержание цезия-137 не превышает 200 Бк/кг.

Молоко с превышением норматива  по содержанию цезия-137 согласно РДУ-99 с 2006 года в общественном секторе не регистрируется. В личных подсобных хозяйствах не соответствующие нормативу пробы молока носят единичный характер. Так, за последние 11 лет зарегистрирована 41 проба молока с превышением содержания цезия-137, причем в период 2011-2016 гг. – 6 проб. В 2017 году молоко с превышением норматива по содержанию цезия-137 в Личных хозяйствах не зарегистрировано.

Основным фактором, формирующим дозу внутреннего облучения за счет продуктов питания, на настоящий момент является неконтролируемое употребление в пищу дикорастущих грибов, ягод и мяса дичи.

В 2017 году в области продолжена реализация Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 2011-2017 годах. Фактически на реализацию мероприятий Госпрограммы израсходовано 54 892,9 тыс. рублей, в том числе субвенций из республиканского бюджета –  54 178,4 тыс. рублей, средств местного бюджета – 714,5 тыс. рублей).

При этом на мероприятия 1-го направления израсходовано 11 940,0 тыс. рублей (из республиканского бюджета – 11 225,5 тыс. рублей, из местного бюджета – 714,5 тыс. рублей), на мероприятия 2-го направления – 19 364,8 тыс. рублей (республиканский бюджет), на мероприятия 3-го направления – 23 588,1 тыс. рублей (республиканский бюджет).

В 2016-2017 годах комплекс мероприятий по радиационной защите и адресному применению защитных мер был реализован в полной мере. Степень достижения в 2016-2017 годах плановых показателей Госпрограммы в части защитных мероприятий в сельскохозяйственном производстве в Могилевской области составила 95-100%:

2017 году продолжены мероприятия по социально-экономическому развитию пострадавших регионов. Для их реализации из республиканского бюджета было направлено 23 588,1 тыс. рублей.

В рамках данного направления в 2017 году выполнены работы по:

газификации жилищного фонда аг.Неряж, дер.Холстово Быховского района – всего 26,9 км газораспределительных сетей, 399 домов (квартир);

вводу в действие водопроводных сетей и объектов водоподготовки в г.Быхове, д.Красная Беларусь Быховского района, аг.Белая Дуброва Костюковичского района, аг.Большая Мощаница Белыничского района, г.Черикове – всего 3,4 км водопроводных сетей, 4 станции обезжелезивания воды;

строительству и реконструкции дорог и улиц в г.п.Краснополье и г.Быхове – всего 0,5 км дорог и улиц;

реконструкции 2 молочно-товарных ферм в Быховском и Кличевском районах; продолжены работы по строительству свиноводческого комплекса проектной мощностью 24 000 голов в год ОАО «Могилевский мясокомбинат» в районе дер.Перегон Славгородского района;

вводу в эксплуатацию операционного блока и нескольких лабораторий УЗ «Могилевский областной онкологический диспансер», благоустройству территории УЗ «Славгородская центральная районная больница», вводу ФОКа в г. Костюковичи;

реализации ПТУП «Красный пищевик – Славгород» инвестиционного проекта в Славгородском районе.

В 2018 году выделены средства из республиканского бюджета на предоставление льгот и компенсаций пострадавшему населению, на организацию бесплатного питания учащихся – 13 172,2 тыс. рублей.

Запланировано провести известкование на площади 9,9 тыс. га, внести 5,9 тыс. тонн д.в. фосфорных удобрений и 15,6 тыс. тонн калийных удобрений, выполнить весь комплекс прочих защитных мероприятий в сельском хозяйстве (обработка гербицидами, поставка комбикормов с цезийсвязывающей добавкой, выполнение ремонтно-эксплуатационных работ на внутрихозяйственных мелиоративных сетях, проведение радиологического обследования и другие мероприятия). На эти цели выделено из республиканского бюджета 17 183,9 тыс. рублей).

В рамках выделенных из республиканского бюджета  средств на капитальные вложения (15 339,6 тыс. рублей) продолжены работы по строительству (газификация аг.Ленино Краснопольского района,  строительство станций обезжелезивания воды в г.Славгороде, аг.Лопатичи Славгородского района, аг.Антоновка Чаусского района, строительство жилья для льготной категории граждан (ст.18) в г.Быхове, строительство свиноводческого комплекса в Славгородском районе, реконструкция здания РДК в г.Чаусы и др. объекты)

Запланировано приобретение кормораздатчиков для молочно-товарных ферм в пострадавших районах на сумму 2 000,0 тыс. рублей.

Развитие ядерной энергетики

Ядерная энергетика прочно заняла свое место среди ведущих отраслей производства в мире. Согласно данным Информационной системы ядерных реакторов МАГАТЭ по состоянию на конец 2017 года в мире эксплуатируется 449 ядерных реакторов. 2 реактора находятся в состоянии долговременной остановки и 60 – в стадии сооружения.

В разрезе стран больше всего энергоблоков эксплуатируется в США – 99. На втором месте – Франция (58), которая также является лидером среди всех стран по доле электроэнергии, производимой на АЭС, в общем энергобалансе (77,7%). На третьем месте – Япония (42 энергоблока). Далее следуют Китай и Российская Федерация (в России – 35 энергоблоков).

Для строительства Белорусской АЭС выбран проект «АЭС-2006» с реакторами ВВЭР-1200 (водо-водяной энергетический реактор, в котором в качестве замедлителя и теплоносителя используется обычная вода), отличающийся повышенными характеристиками безопасности и технико-экономическими показателями. Строительство по данному проекту обеспечивает:

создание АЭС поколения 3+, особенностью которой является новая реакторная установка с дополнительными системами безопасности: системой пассивного отвода тепла; двойной защитной гермооболочкой; ловушкой расплава топлива при запроектной аварии;

максимальную реализацию принципа глубоко эшелонированной защиты (данный принцип заключается в создании системы барьеров на пути распространения ионизирующих излучений и радиоактивных веществ в окружающую среду и системы технических и организационных мер по защите этих барьеров, а также сохранению их эффективности при непосредственной защите населения).

Основные технические характеристики энергоблоков Белорусской АЭС приведены ниже.

Наименование характеристики Величина
Количество блоков 2
Срок службы:

реакторная установка

 

60 лет

паротурбинная установка 50 лет
Мощность энергоблока, МВт:

электрическая (брутто)

 

до 1200 МВт

тепловая 3200 МВт
Продолжительность кампании топлива 4 года

Проект Белорусской АЭС и его системы безопасности позволяет надлежащим образом противостоять угрозам, выявленным в контексте аварии на АЭС «Фукусима-1». Уроки этой аварии были рассмотрены в рамках миссии МАГАТЭ в январе 2017 года. Миссия пришла к выводу, что они надлежащим образом учтены при сооружении Белорусской АЭС на Островецкой площадке.

Все этапы жизненного цикла Белорусской АЭС, в том числе проектирование, размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации, лицензируются в соответствии с действующим законодательством. Лицензирующим органом является Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

Надзор за сооружением Белорусской АЭС. Надзор за обеспечением безопасности при сооружении Белорусской АЭС осуществляется в особом порядке. Главной его особенностью является возможность всем надзорным органам осуществлять постоянный контроль (надзор) в своей сфере с применением санкций и иных мер воздействия.

В проведении надзорных мероприятий участвуют контролирующие (надзорные) органы и их подразделения, министерств: по чрезвычайным ситуациям, здравоохранения, природных ресурсов и охраны окружающей среды, труда и социальной защиты, энергетики, внутренних дел, а также Государственного комитета по стандартизации.

Общую координацию осуществляет МЧС через Рабочую группу для координации надзора за строительством Белорусской АЭС под руководством первого заместителя Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, которая сформирована из представителей всех контролирующих (надзорных) органов.

Госатомнадзор осуществляет проверки в режиме постоянного контроля (надзора) на площадке строительства Белорусской АЭС и в организациях (на предприятиях), выполняющих работы и (или) оказывающих услуги при сооружении и вводе в эксплуатацию станции, в том числе проверки обеспечения качества изготовления в Республике Беларусь и других государствах оборудования и трубопроводов для Белорусской АЭС (контроль за проведением ГП «Белорусская АЭС» приёмочных инспекций, приёмо-сдаточных испытаний и др.).

С целью контроля обеспечения ядерной и радиационной безопасности при сооружении Белорусской АЭС на площадке строительства в постоянном режиме работает специальный отдел Госатомнадзора (6 инспекторов), а также 5 инспекторов в области строительного и 2 – в области промышленного надзора.

 Аварийная готовность и реагирование. В Республике Беларусь система реагирования на ядерные и радиационные аварии интегрирована в национальную систему реагирования на чрезвычайные ситуации, которая проходит адаптацию с учетом нового объекта – атомной электростанции.

В июне 2016 года Правительством утверждена Концепция системы ситуационных кризисных центров для атомной энергетики, а также установлены планы и сроки мероприятий по созданию системы. В систему включены кризисные центры Белорусской АЭС, Министерства энергетики, Министерства по чрезвычайным ситуациям, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерства здравоохранения, Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь, а также экспертный научно-технический центр Национальной академии наук Беларуси.

Выполнение международных обязательств. Республика Беларусь ратифицировала и выполняет мероприятия в рамках ряда международных договоров, конвенций и соглашений, стороной которых является. Участие нашей страны в глобальном режиме обеспечения безопасности влечет за собой внедрение в Беларуси международных стандартов безопасности и отчетности, а также позволяет использовать механизмы конвенций для получения в ходе обмена опытом информации о способах их достижения высоких стандартов безопасности, применяемых в других странах.

Стресс-тесты Белорусской АЭС. В рамках добровольно принятых Республикой Беларусь обязательств о проведении целевой переоценки безопасности (стресс-тестах) АЭС белорусская сторона продолжает совместно с Европейской комиссией реализацию мероприятий в рамках партнерской проверки Национального доклада Республики Беларусь о стресс-тестах Белорусской АЭС, который был подготовлен в сентябре 2017 г. и передан в Европейскую комиссию в октябре 2017 г.

В марте 2018 г. состоялся визит группы экспертов (PRT) в Республику Беларусь, в июне 2018 г. запланирован визит Совета по партнерской проверке с представлением окончательной версии отчета о партнерской проверке.

Основные выводы Национального доклада: по оценкам регулирующего органа и межведомственной рабочей группы, Белорусская АЭС устойчива к возникновению исходных событий, произошедших на АЭС «Фукусима»; системы безопасности Белорусской АЭС разработаны с учетом всесторонне рассмотренных внешних событий;  здания, сооружения и оборудование Белорусской АЭС спроектированы в соответствии с действующей нормативной базой; определены запасы безопасности.

Несколько конкретных примеров.

Белорусская АЭС выдержит затопление в 51,5 метра выше исторического максимума. В случае такого наводнения, поскольку специальные насосы для откачки воды в ней справятся, оборудование станции не будет повреждено и угрозы для реактора нет.

Даже в случае самых экстремальных погодных условий (которые возникают раз в 10000 лет), таких как повышение температуры воздуха до 50 градусов по Цельсию или смерч со скоростью до 62 метров в секунду, или даже в случае комбинации этих двух условий, аварии не случится, так как меры безопасности, предусмотренные для защиты от других воздействий (затопление, землетрясение), достаточны для самых экстремальных погодных условий.

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Охрана жизни и здоровья детей является одним из приоритетных направлений государственной социальной политики. Решение задач в этой сфере осуществляется на государственном уровне в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о браке и семье, Законом «О правах ребенка», другими законодательными и нормативными правовыми актами.

Особое внимание уделяется профилактике травматизма  и гибели детей от внешних причин.

Справочно: В 2017г. в Могилевской области зарегистрировано  58 случаев смерти детей от внешних причин (в 2016 г. – 81 ребёнок), т.о. погибло на 27% детей меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе на 22% снизилось количество детей, умерших от несчастных случаев, травм и отравлений – с 18 случаев  в 2016 г. до 14 случаев в 2017 г.

Уменьшилось количество гибели детей от утоплений (3 случая или 21,4%), ожогом пламенем (1 случай или 7,1%), травм, полученных в ДТП (1 случай или 7,1%).4 подростка покончили жизнь самоубийством.

На прежнем уровне остаётся гибель детей в результате механической асфиксии пищевыми массами –  2 случая (15,3%), других видов травм –2 случая (15,3%), от насильственных действий – 1 случай. Зарегистрирован 1 случай гибели ребёнка, признанного находящимся в социально опасном положении (на пожаре).

Дети – это не маленькие взрослые. Из-за особенностей физического и умственного развития, степени зависимости, типа активности поведения, риск получения детьми травм совершенно отличается от аналогичного риска для взрослых. Более того, степень риска изменяется на каждом из этапов развития детей по мере их взросления. Необходимо четко понимать, как конкретный этап развития ребенка влияет на возможность получения им травмы, и каковы потенциальные стратегии предотвращения травматизма.

Опасный возраст:

Первые месяцы жизни

Частой проблемой детей грудного возраста являются срыгивания. Если не выполнять простые рекомендации, ребенок может задохнуться рвотными массами. Также следует помнить о правилах, которые необходимо соблюдать при купании маленького ребенка (соблюдать необходимую температуру, никогда не оставлять ребенка одного и др.).

На младший возраст (10 – 14 лет) чаще всего приходится:

— дорожно-транспортный травматизм;

— утопление и др. последствия детской шалости;

В подростковом (15-19 лет) – риск травматизма связан с почти взрослым уровнем ответственности и способностью принимать самостоятельные решения. В значительной  степени рискованное поведение и потенциал травматизма предопределяются независимостью подростков в сочетании с присущей им склонностью попадать под влияние сверстников.

Уровень детского травматизма в Могилевской области уменьшился как в абсолютных цифрах, так и в относительных с 15 070 в 2016г. до 14 471 в 2017году (с  7459 на 100000 детского населения в 2016году  до 7098 на 100000 детского населения в 2017 году).

По данным ведомственной статистической отчетности основными видами, определяющими механизм получения и характер травм среди детей Могилевской области, являются бытовые травмы, которые составили  56,7% в 2017 году:

-уличные травмы составили 32,4% в 2017 году,

-спортивные травмы –5,4% в 2017г.,

-школьные –3,3% (484 случая) в 2017г.

-транспортные травмы —  0,4%  в 2017 году

-травмы, полученные в результате насильственных действий, снизились с 76 случаев в 2016г. до 26 случаев в 2017г.

В целях снижения гибели детей от внешних причин разработан и утверждён межведомственный областной план мероприятий по профилактике детского травматизма на 2015-2018 годы, который задействовал управление здравоохранения, образования, УВД, идеологической работы, культуры и по делам молодёжи; ЖКХ; по ЧС; спорта и туризма; Могилёвскую областную организацию РГОО ОСВОД; УЗ «Могилёвский ОЦГЭ и ОЗ».

Учитывая тот факт, что большую часть травм среди детей Могилевской области, составляют бытовые травмы, управлением по ЧС созданы учебные центры по развитию у родителей детей навыков безопасного поведения в быту во избежание ожогов кипятком, отравления газом, электротравм, механического повреждения ребёнка элементами мебели,  выпадения детей из окна, оборудованного маскитной сеткой. Аналогичный центр планируется открыть на базе УЗ «Могилёвская областная детская больница». В целях профилактики домашнего детского травматизма имеет большое значение правильная расстановка и закрепление мебели, предусматривающее отдалённое расположение стульев, кресел, диванов от окон, фиксацию шкафов, антресолей и т.д.

Родители обязательно должны помнить о том, какая опасность подстерегает их детей на водоёмах, и не допускать оставление детей без присмотра вблизи водоёмов и хождения детей по ледовому покрытию водоёмов без сопровождения взрослых. Недавний случай  утопления ребёнка на р.Ольса в Кличеве ещё раз  подтверждает то, что родители не всегда знают, где их дети и чем они занимаются.

В летний период большую часть детских травм составляют велосипедные травмы, эта проблема достаточно широко была освещена в и в газетах, и по радио. Дети – это такая возрастная категория людей, которая не думает о негативных последствиях своих действий, особенно когда речь идёт о «просто покататься на велосипеде» или посмотреть, как горит в костре использованный балончик. Поэтому и родители, и учителя, и медицинские работники, и представители служб по ЧС всегда должны разъяснять детям, что делать, чтобы избежать несчастных случаев. Дети впечатляются всегда, увидев внешний вид травмированных своих товарищей, лежащих на больничной койке, и когда информация о профилактике несчастных случаев поступает им от сверстников. Учитывая всё это, необходимо поощрять посещение детьми в больнице своих друзей, одноклассников, а также развивать сеть волонтёрского движения, когда равный обучает равного.

В последнее время достаточно актуальным стал вопрос контроля со стороны родителей детей, которые имеют доступ к сети  интернет, как одним из моментов профилактики детских суицидов. Родители детей, которые пытались покончить жизнь самоубийством, должны помнить, что с детьми, совершившими парасуициды, проводится комплексная работа (диагностика и лечение) силами мультидисциплинарной бригады учреждения здравоохранения «Могилевская областная психиатрическая больница» (детским психотерапевтом, детским психиатром, детским психологом), а в районах – районными психиатрами и психологами ЦРБ. Дети и подростки должны знать, что есть круглосуточная служба «Телефон доверия» 8-022-47-31-61, которая работает и в анонимном режиме, оказывает консультации детям и подросткам, находящимся в кризисной ситуации.

Профилактика дорожно-транспортного травматизма

Самыми распространенными нарушениями Правил дорожного движения, характерными для детей, являются: переход проезжей части в неустановленных местах или на запрещающий сигнал светофора, внезапный выход на проезжую часть, игра в непосредственной близости от дороги.

Значительное влияние на сложившуюся обстановку с детским дорожно-транспортным травматизмом по-прежнему оказывает отсутствие должного контроля за поведением детей на улице со стороны взрослых, а также неправильная перевозка детей в личном транспорте.

Детей в возрасте до 5 лет в легковом автомобиле нужно перевозить с обязательным использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка.

Детей от 5 до 12 лет необходимо перевозить с использованием удерживающих устройств или иных средств (бустеров, специальных подушек для сидения, дополнительных сидений), позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства. Допускается перевозить детей в возрасте до 12 лет без использования указанных устройств, если рост ребенка превышает 150 сантиметров, а также в автомобиле-такси.

За неиспользование детского удерживающего устройства в случаях, когда оно обязательно, предусмотрен штраф в размере до 4 базовых величин (ч.5 ст.18.14 Кодекса об административных правонарушениях Республики Беларусь). В случае повторного такого нарушения в течение года – штраф от 2 до 8 базовых величин (ч.12 ст.18.14 КоАП РБ).

Каждому водителю необходимо помнить, что действия детей непредсказуемы. До минимума снижайте скорость в местах ограниченной видимости и будьте готовы в любой момент остановить автомобиль. Также необходимо проявлять предельную осторожность, проезжая и по дворовым территориям. На пешеходных переходах в обязательном порядке пропускайте юных пешеходов.

Взрослые обязаны обучать детей правильному поведению на дороге, не допускать беспечности.

Предотвращение гибели детей на пожарах

Основной фактор, обуславливающий повышенный риск детской смертности от различного рода чрезвычайных ситуаций — оставление детей без присмотра.

К сожалению, часть родителей недооценивают опасность неосторожного обращения с огнем, забывая о том, что у детей нет опыта, дающего понимание опасности того или иного действия, нет навыков безопасного обращения с предметами, представляющими угрозу жизни и здоровью, отсутствует свойственная взрослым защитная реакция на возникшую опасность. Взрослые, оставляя на виду или в доступном для ребенка месте спички, зажигалки, провоцируют детей на опасные игры.

Возраст наибольшего риска – до 5-6 лет, когда малыш не понимает всех последствий. Маленький ребенок остался без присмотра на 10 минут или на 1,5 часа – вероятность беды практически одинакова. Известны случаи, когда мама выходила во двор развесить белье, и этих 10 минут было достаточно, чтобы ребенок устроил пожар.

Согласно ст.159 Уголовного Кодекса Республики Беларусь за оставление в опасности детей предусмотрена уголовная ответственность с лишением свободы на срок до 3-х лет.

Пример: 1 мая  2017 г. днем хотимские спасатели выезжали в д. Боханы на ликвидацию возгорания хозяйственных построек. В результате пожара огнём уничтожена кровля, перекрытие, повреждены стены двух хозяйственных построек. А виновником произошедшего оказался 9-летний Дима, который, воспользовавшись отсутствием родителей и найденными спичками, поджег мох, используемый в качестве уплотнения между бревнами.

Пример: Огненный переполох устроил 3 августа 2017г. в  г.Мстиславле 5-летний Стас, который оставшись в доме вместе с дядей, стал играть со спичками. Игра со спичками во дворе привела к воспламенению пристройки, а после пламя перебросилось и на кровлю жилого дома. Подразделения МЧС оперативно ликвидировали пожар.

Нередки случаи, когда ребята получают травмы, ожоги при неосторожном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями (бензин, керосин, жидкость для розжига огня и прочие). Это происходит при разжигании костров, заправке транспортных средств, и просто баловстве с ними. В результате пролива жидкости на одежду, от зажженной спички, вспыхивает одежда, и пострадавший получает серьезные ожоги.

Пример: Воскресный день 28 мая 2017 г. двое друзей пятиклассников проводили вместе на территории частного жилого дома в Бобруйске. Ребята найдя в гараже канистру с бензином, решили развести костер. Вот только все закончилось трагично и печально: один из мальчишек — сын хозяина гаража — получил серьезные ожоги 22 % тела.

Безопасность в местах массового скопления граждан

Мы практически ежедневно посещаем торговые центры, в качестве поощрения дарим детям походы в кинотеатры, развлекательные центры. Задумываемся ли мы при этом, что стоит допустить малейшую беспечность, и эти места превратятся в огненно-дымовые ловушки? 

Формула безопасности гласит: предвидеть, по возможности – избегать, при необходимости – действовать.

Предвидеть: входя в здание, постарайтесь запомнить свой путь, обратите внимание на расположение основных и запасных выходов (эвакуационные выходы обозначаются стрелками и указателями «Выход» белого цвета на зеленом фоне).

По возможности – избегать: в случае масштабных массовых мероприятий постарайтесь избегать их посещения вместе с детьми.

При необходимости – действовать: для оповещения о пожаре в данных помещениях устанавливаются системы оповещения. Они бывают различных типов:

  1. звуковые – звонки, сирены, гудки и другие звуковые устройства;
  2. световые – табло с надписями «Пожар», «Выход» и другие;
  3. речевые – микрофоны, стационарные усилители, радиоточки.

 Услышав сигналы «Пожар!»:

— сохраняйте хладнокровие и выдержку,  своим поведением успокаивайте окружающих, и не давайте разрастаться панике;

-при заполнении помещения дымом или отсутствии освещения, пригнувшись,  идите к выходу, держась за стены и поручни, дышите через носовой платок или рукав одежды, ведите детей впереди себя, держа их за плечи;

-помогите тем, кто скован страхом и не может двигаться; постарайтесь привести их в чувство, разговаривайте спокойно и внятно, поддерживайте их за руки;

-оказавшись в толпе, согните руки в локтях и прижмите их к бокам, сожмите кулаки. Наклоните корпус назад, упритесь ногами вперед, и попытайтесь сдерживать напор спиной, освободив пространство впереди и медленно двигаясь.

-помогайте подниматься сбитым с ног людям. Если вас сбили с ног, постарайтесь встать на колено и, опираясь об пол руками, другой рукой резко оттолкнитесь и рывком выпрямите тело;

-заслоняйте детей спиной;

-если вы находитесь в многоэтажном здании, не пытайтесь воспользоваться лифтами, спускайтесь по лестнице; не поддавайтесь желанию выпрыгнуть в окно с большой высоты;

-при невозможности выбраться наружу, найдите помещение, не охваченное пожаром, и там дожидайтесь помощи спасателей;

— если загорелась одежда, ни в коем случае нельзя бежать, пламя станет только сильнее. Следует попытаться освободиться от горящей одежды, сбить пламя, кататься по полу, чтобы его потушить. Можно завернуться в плотную одежду или ткань, чтобы ограничить доступ кислорода к огню. Не стоит самостоятельно удалять фрагменты одежды с пострадавших участков кожи — за этим лучше обратиться к врачу.

 Берегите своих детей! Дети приносят в этот мир великую радость вместе со своим заливистым смехом, неуклюжими, первыми шагами и бесконечными «почему». Организуйте им безопасный досуг, постоянно отслеживайте их местонахождение. Будьте более ответственны и внимательны к своим детям.

И еще: прежде чем требовать от своих детей соблюдения правил безопасности, задумайтесь, всегда ли вы выполняете их сами. Ваш личный пример обязательно скажется на поведении ребёнка, а значит, и на его безопасности.

Здесь уместны слова В.Даля:  «Ни школа, ни улица ребенка не воспитывают. Его воспитывают родители. Причем больше собственным примером, чем словом».

 

Обеспечение пожарной безопасности при сжигании мусора, профилактика палов сухой травы.

Согласно правил пожарной безопасности Республики Беларусь ППБ Беларуси 01-2014, территория объектов (учреждений) должна быть очищена от сухой травы и листьев, сгораемого мусора и отходов, обладающих взрыво- и пожароопасными свойствами. На площадках, прилегающих к зданиям (сооружениям), и в противопожарных разрывах должна периодически выкашиваться трава. Сушить и складировать скошенную траву на территории объектов не допускается, за исключением специально отведенных для этих целей мест. Не допускается выжигание растительности, стерни.

На территории объекта (учреждения, предприятия, организации) запрещается разводить костры и сжигать мусор.

На территории базы отдыха, дачного кооператива, садоводческого товарищества, приусадебной территории жилого дома допускается контролируемое разведение костров, размещение специальных приспособлений для размещения горящего угля (мангала, барбекю, гриля и аналогичных) при условии:

принятия мер по нераспространению горения за пределы площадки;

постоянного контроля за процессом горения и обеспечения средствами тушения (огнетушитель, емкость с водой, лопата). После окончания приготовления пищи горящие материалы должны быть потушены до полного прекращения тления;

размещение костров допускается на расстоянии не менее: 10 м от зданий (сооружений), 20 м от лесных массивов, 30 м от скирд сена и соломы;

Размещения специальных приспособлений для приготовления пищи допускается на расстоянии не менее 4 м от зданий (сооружений).

Также напоминаем, что запрещается разведение костров при помощи горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, а также горючих газов.

Производить сжигание мусора лучше поздно вечером или рано утром, когда на улице не так многолюдно. Будьте взаимно вежливы, постарайтесь предусмотреть, чтобы дым от костра не шел на улицу или соседние дома, доставляя дискомфорт прохожим и соседям, сжигайте заранее высушенный мусор от которого не так много дыма. Соблюдайте правила пожарной безопасности. Не доверяйте выполнять сжигание детям или немощным пожилым людям. При возникновении пожара или других чрезвычайных ситуаций звоните по телефону 101 или 112.

Согласно статьи 15.57. КоАП Республики Беларусь незаконное выжигание сухой растительности, трав на корню, а также стерни и пожнивных остатков на полях либо непринятие мер по ликвидации палов на земельных участках, — влекут наложение штрафа в размере от 10 до 40 базовых величин.

Согласно статьи 15.58. КоАП Республики Беларусь разведение костров в запрещенных местах, за исключением нарушений требований пожарной безопасности, ответственность за которые предусмотрена иными статьями Особенной части КоАП, — влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до 12 базовых величин.

С начала пожароопасного периода к административной ответственности привлечено 2 жительницы в аг.Техтин и д.Заболотье Головчинского сельсовета, которые при сжигании мусора не обеспечили нераспространение огня за пределы площадки сжигания, от чего загорелась сухая растительность и создалась угроза распространения огня на домовладения.

 

ТВОРЧЫ ПРАЕКТ “Чалавек слаўны працай”

Аператар машыннага даення МТК “Навасёлкі” Вольга ПАНЦЯЛЕЕВА

Адна з такіх рупліўцаў – аператар машыннага даення МТК “Навасёлкі” Вольга ПАНЦЯЛЕЕВА. Напачатку лютага Прэзідэнт Беларусі падпісаў указ аб узнагароджанні яе медалём “За працоўныя заслугі.”

         З гэтай нагоды ў вёску Навасёлкі, дзе жыве Вольга Уладзіміраўна, зачасцілі карэспандэнты. Папулярнасць, якая звалілася на жанчыну, нібыта з неба, крыху напружвае яе.

         –  Ніколі не імкнулася да славы, –  гаворыць Вольга Уладзіміраўна. – Заўсёды старалася шчыра працаваць, не падводзіць свой калектыў. Калі даведалася пра такую высокую ўзнагароду, ажно расплакалася. Канечне, праўленне нашага сельгаскааператыва адзначала мяне граматамі, прэміямі, і ў раённых спаборніцтвах не аднойчы была ў ліку першых. Але медаль – гэта зусім іншы ўзровень, гэта значыць, што табе аказалі вельмі высокі давер і цяпер яго патрэбна апраўдаць.

         Вольга Панцялеева працуе на Навасёлкаўскім МТК з 2011 года. Прыйшла туды праз некалькі месяцаў пасля таго, як ён адкрыўся. На комплексе была ўстаноўлена камп’ютарная даільная ўстаноўка, таму давялося хуткімі тэмпамі асвойваць яе.

         – Працэс дойкі сёння нельга параўнаць з тым, што быў літаральна паўтара дзясятка гадоў таму, –  гаворыць Вольга Уладзіміраўна. –  Але, нягледзячы на новыя тэхналогіі, і зараз работы хапае. Да жывёлы нельга адносіцца абыякава, іначай, ніякіх станоўчых вынікаў не даб’ешся.

         Гэтыя яе словы выдатна пацвярджаюць лічбы: за 2017 год сярэдні надой на адну карову ў даяркі склаў 9015 кілаграмаў малака.

         Унікаць ва ўсе тонкасці прафесіі Вольгу навучыла вопытная калега Святлана ЛЯНЕЎСКАЯ. Але і пра сялянскія карані забываць не трэба.

         – Мае маці і бабуля ўсё жыццё даілі кароў, – успамінае Вольга Панцялеева. – З дзяцінства шмат дапамагала маці, калі яна рабіла на Лічынкаўскай малочна-таварнай ферме ў тадышнім калгасе імя Леніна. У яе быў вельмі адказны ўчастак работы – радзільнае аддзяленне для кароў і догляд за цяляткамі першых дзён жыцця.

         Ведаючы, якая ў жывёлаводаў цяжкая праца, Вольга напачатку не хацела заставацца ў вёсцы. Пасля заканчэння Навасёлкаўскай СШ паступіла ў вучылішча хімікаў у Магілёве і нават некалькі месяцаў адпрацавала на заводзе штучнага валакна. Але лёс, як кажуць, на кані не аб’едзеш. Вольга пазнаёмілася з Мікалаем Панцялеевым, які працаваў вадзіцелем у калгасе імя Леніна, выйшла за яго замуж.  Пасля дэкрэтнага адпачынку жадання ўладкоўвацца ў горадзе ўжо не было. Маладой сям’і выдзелілі новы дом у Навасёлках. Вольга Уладзіміраўна стала працаваць малаказборшчыкам.

         –  Калі калгас імя Леніна аб’ядналі з СВК “Калгас“Радзіма”, уладкавалася на комплекс, дзе і працую зараз,  – распавядае Вольга Панцялеева. – Мой муж шчыруе тут жа вадзіцелем малакавоза. Звязаць свой лёс з малой радзімай вырашыла і дачка Таццяна. Яна вывучылася на бухгалтара і ўжо 3 гады робіць у сельгаскааператыве. Другая  дачка, Наталля, жыве і працуе ў Магілёве, але  кожныя выхадныя прыязджае дадому ў родныя Навасёлкі.

         На пытанне аб тым, ці ёсць яе вольны час для сябе, жанчына толькі ўсміхаецца.

         – Калі дзеці былі маленькія, то і вышывала, і вязала. А потым рукі сталі балець, і давялося пераключыцца на нешта іншае. Заўсёды выпісваю шмат газет, часопісаў, з задавальненнем разгадваю красворды.

 

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *