Премьерой спектакля режиссера Михаила ЛАШИЦКОГО «Ю» по одноименной пьесе Ольги МУХИНОЙ завершился предыдущий, 130-й по счету театральный сезон в Могилевском областном драматическом театре

Премьерой спектакля режиссера Михаила ЛАШИЦКОГО «Ю» по одноименной пьесе Ольги МУХИНОЙ завершился предыдущий, 130-й по счету театральный сезон в Могилевском областном драматическом театре. В тонких местах спектакля, как и положено, рвется ткань бытия.

ю

Бессовестно легкое повествование – пожалуй, именно так можно охарактеризовать происходящее на сцене. Экзистенциальная комедия – довольно подходящее, хоть и не полностью отвечающее действительности определение ее жанра.

Огромный, размером почти в полсцены, абажур, нависающий над героями, создает ощущение кукольного домика – пространства, в которое их бережно поместили специально, чтобы те разыграли перед зрителями историю и поделились переживаниями.

Действие разворачивается в доме Степана Ивановича и его жены Елизаветы Сергеевны. Герои – легкие, воздушные, полусонные. Они хорошо знают друг друга, но в процессе общения между ними происходит не диалог, возникает чувство, будто они вообще не вступают в коммуникацию. Каждый произносит монологические отрывки, отрезки речи, бросает реплики, порой настолько парадоксальные, что зритель не может удержаться от смеха. Смотреть постановку очень легко, воспринимать этих людей и их переживания всерьез – уже не так просто. Каждый из них влюблен, но не в реального человека, а в созданный ими образ, в фантазию, в определенный набор качеств. При этом определенность характерности каждого героя от зрителя как бы ускользает.

Действие (или его отсутствие, как и отсутствие течения времени, его неосязаемость, неуловимость в пространстве спектакля) разворачивается в Москве. Мы слышим, как сквозь легковесные разговоры и предложения хозяйки дома в очередной раз выпить чаю, что, кстати, она делает в любой момент, когда ей хочется перевести тему разговора и обесценить его серьезность, над городом пролетают военные самолеты, слышны выстрелы, взрывы. Молодые люди Дмитрий и Николай, друзья семьи, собираются на войну. При этом говорят о ней, как о чем-то нереальном, не несущем опасности. Это один из множества эпизодов, который подрывает уверенность в существовании объективной реальности. Ведь то, что в привычной жизни зритель воспринимает всерьез, чего боится и о чем переживает, в спектакле оказывается чем-то наподобие бумажной птички: ее можно смять, а можно переделать во что-то другое.

Герои живут в своем отдельном от внешнего мира безвременном пространстве. Несмотря на то, что в постановке присутствуют отсылки ко времени Великой Отечественной войны, они так и остаются просто отсылками. Мы можем их вообще не использовать и не идентифицировать, от этого значение происходящего никак не поменяется. А значит, повествование могло развернуться и в 1920-х, и в 1930-х, и в 1940-х…

Никакие опасности не могут достать героев в их замкнутом мире. Пусть это и выглядит как психическое отклонение, их быт налажен в границах норм и правил, а стремления и желания вполне естественны и понятны. Они увлекаются, любят, скучают, веселятся. И мы веселимся вместе с ними.

Стоит отметить нетипичность пьесы в новой русской драматургии вообще. Сам по себе текст напоминает поток сознания, в котором, тем не менее, обнаруживаются объяснимые и понятные течения. Легкость, воздушность и даже бессвязность реплик и действий внутри пьесы не мешает осознанию проекции, отражения в ней сегодняшних реалий.

Внимательный зритель не сможет не заметить их проявления. Через ограду от внешнего мира все же пробиваются тревожные вопросы о приближающемся фронте военных действий, о смысле собственной жизни, звучат слова о невозможности осуществить свои желания. Они, однако, быстро прерываются предложением Степана Ивановича «выпить водки по такому случаю». Герои напоминают улитку, которая прячется в ракушке при любой угрозе.

Роли и характеры героев образуют целостную «экосистему». Есть в ней герой, молодой и амбициозный Дмитрий, привлекающий внимание женщин, есть легкомысленная и ветреная, но такая увлеченная своими переживаниями Пирогова, есть дочь хозяев Аня, так и не расставшаяся с детскими игрушками к своим двадцати годам. Особенно хороша героиня Галины УГНАЧЕВОЙ – бабушка, которая живет в прихожей хозяев и вмешивается в их дела, но никто не знает, кто она такая и откуда здесь взялась. Актеры освоили пространства своих ролей, пожалуй, в полной мере, им удается передать мимикой, пластикой и интонацией эмоции в такой частоте, на которую настроен зрительный зал. Дополнительно на создание атмосферности спектакля работает оркестр драматического театра, участников которого режиссер поместил прямо в центр сцены.

Смотреть постановку приятно и легко, несмотря на сложность и неоднозначность драматического произведения. В нем не получается выделить какую-то основную идею или проблематику, герои в нем неуловимы и все время стремятся уйти от нас в какую-то поглощающую, но светлую пустоту, потому мы не можем рассмотреть их получше.

Спектакль имеет шарм и оставляет после себя неявную, неосязаемую грусть, такую же невесомую, как километровые слои воздуха над нашими головами, давления которого мы не ощущаем, но знаем, что оно существует.

                     Фото с сайта Могилевского

                        областного драматического театра.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *