Депутаты на заседании девятой сессии Палаты представителей седьмого созыва приняли во втором чтении законопроект “О Всебелорусском народном собрании”, пишет БЕЛТА.

Проект закона “О Всебелорусском народном собрании”, внесенный в Палату представителей депутатом Светланой Любецкой и принятый в первом чтении в авторской редакции, доработан Постоянной комиссией по законодательству Палаты представителей с учетом высказанных по нему замечаний и предложений заинтересованных.

“В рамках реализации изменений, которые были внесены в Конституцию по итогам республиканского референдума, а именно Всебелорусскому народному собранию придан конституционный статус, был разработан проект закона “О Всебелорусском народном собрании”, – рассказала журналистам председатель Постоянной комиссии по законодательству Светлана Любецкая.

При подготовке ко второму чтению законопроект не претерпел существенных изменений. В нем сохранены подходы, обеспечивающие комплексное определение порядка формирования Всебелорусского народного собрания и реализации им своих полномочий, принципов и организационных основ его деятельности, механизмов рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции ВНС.

“Те замечания и предложения, которые поступали уже в рамках подготовки ко второму чтению, тщательно изучены. Состоялось достаточно разностороннее и принципиальное их обсуждение. В итоге получили дальнейшее развитие нормы, касающиеся уточнения порядка деятельности Всебелорусского народного собрания, отдельных его полномочий. Кроме того, логично, что делегаты ВНС, наделенные таким высоким статусом и уполномоченные на принятие стратегических решений, должны соблюдать требования антикоррупционного законодательства. Такие положения дополнительно включены в законопроект. В целях комплексного регулирования отдельных функций Всебелорусского народного собрания дополнены нормы о порядке инициатив, в том числе законодательной”, – отметила парламентарий.

Законопроект дополнен положениями, закрепляющими право ВНС устанавливать памятные даты. Также конкретизированы нормы, касающиеся рассмотрения собранием вопросов о награждении государственными наградами Республики Беларусь, скорректированы предписания, связанные с участием делегатов в работе ВНС, в том числе относительно возмещения расходов по проезду к месту проведения заседаний ВНС и обратно, по найму жилого помещения и за проживание вне места жительства (суточные) в связи с участием делегата в заседаниях собрания и его органов. С учетом конституционно-правового статуса ВНС и важности принимаемых им решений предусматривается распространение антикоррупционных правил на делегатов ВНС. При доработке законопроекта также уточнены вопросы обеспечения деятельности Всебелорусского народного собрания.

В ходе подготовки к рассмотрению во втором чтении законопроект направлялся для внесения возможных поправок во все постоянные комиссии Палаты представителей. По законопроекту проведены все предусмотренные законодательством согласования и экспертизы.

ДЕПУТАТЫ ПРИНЯЛИ В ДВУХ ЧТЕНИЯХ ЗАКОНОПРОЕКТ О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЯХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ

Проект закона внесен в Палату представителей Советом Министров. Он разработан в целях совершенствования законодательства в сфере общественно-политических отношений, а также с учетом итогов республиканского референдума по вопросу внесения изменений и дополнений в Конституцию.

Законопроект в Овальном зале представил министр юстиции Сергей Хоменко. “Целью разработки документа явилось совершенствование порядка создания и функционирования политических партий и общественных объединений. Проект закона подготовлен с учетом обсуждения вопросов партийного строительства у главы государства, а также на основании итогов республиканского референдума по вопросам внесения изменений и дополнений в Конституцию. В него внесены корректировки в рамках реализации предложений экспертного совета при Совете Республики Национального собрания Беларуси”, – отметил он.

Изменения предлагается внести в законы “О политических партиях” и “Об общественных объединениях”.

“В части партийного строительства закреплены универсальные цели и задачи, которые должны быть отражены в уставах всех политических партий и их союзов. В частности, это обеспечение незыблемости конституционного строя и гражданского согласия, участие в управлении государством через своих представителей, обеспечение социальной справедливости. Устанавливается, что для создания и деятельности политической партии необходимо выполнить ряд условий”, – подчеркнул министр.

В частности, в сфере партийного строительства предусматривается значительное увеличение минимального порога численности для создания политической партии до 5 тыс. человек. Закрепляется необходимость создания организационных структур политических партий в каждой области и Минске, а также не менее чем в 1/3 районов и городов областного подчинения во всех областях страны и не менее чем в 1/3 районов Минска. Исключается запрет финансирования за счет средств республиканского или местного бюджета. Повышаются требования к учредителям политической партии, которыми смогут быть лишь граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие в нашей стране и достигшие 18-летнего возраста.

Предусматривается избрание руководящего органа политической партии не реже одного раза в пять лет. Ограничивается размер получаемых денежных средств и иного имущества от одной организации или гражданина до 1000 базовых величин в год. Оговаривается возможность ликвидации политической партии в случае пропаганды войны, террористической, экстремистской, иной запрещенной законодательством деятельности, деятельности, наносящей вред государственным и (или) общественным интересам, а также получения денежных средств и иного имущества из иностранных источников. Устанавливаются универсальные основные цели и задачи, которые должны быть закреплены в уставах, наряду с иными целями и задачами, специфичными для каждой политической партии (обеспечение незыблемости конституционного строя и гражданского согласия, участие в управлении государством через своих представителей, содействие реализации и защите прав, свобод и интересов граждан и др.). Закрепляется необходимость перерегистрации политических партий в течение 6 месяцев.

Среди предлагаемых важных новаций в закон “Об общественных объединениях” – установление обязанности для республиканских общественных объединений иметь организационные структуры во всех областях страны и Минске, возможность подачи документов для государственной регистрации общественных объединений в электронном виде, упрощение требований к юридическому адресу общественного объединения.

Депутаты приняли во втором чтении законопроект об основах гражданского общества

Проект закона внесен Советом Министров и принят Палатой представителей в первом чтении 20 декабря 2022 года. Он разработан в целях правового обеспечения регулирования сферы взаимодействия государственных органов (организаций) и гражданского общества и направлен на консолидацию усилий личности, общества и государства по реализации национальных интересов Беларуси.

В ходе подготовки к рассмотрению во втором чтении в текст проекта закона внесены правки уточняющего и технического характера. В частности, принимая во внимание возрастной ценз для осуществления гражданином избирательного права, в статье 7 законопроекта уточнено, что к ключевым субъектам гражданского общества, которые принимают участие в выдвижении делегатов Всебелорусского народного собрания, должны быть отнесены республиканские общественные объединения, численность совершеннолетних членов которых составляет не менее 100 тыс. граждан.

Депутаты ратифицировали протокол о внесении изменений в Устав ОДКБ

Проект закона внесен в Палату представителей Советом Министров.

Четвертый протокол о внесении изменений в Устав Организации Договора о коллективной безопасности от 7 октября 2002 года был подписан в индивидуальном порядке 26 августа 2022 года. Протоколом предусматривается дополнение статьи 8 Устава ОДКБ положением о том, что государства – члены ОДКБ наряду с взаимодействием в сферах охраны государственных границ, обмена информацией, информационной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, от опасностей, возникающих при ведении или вследствие военных действий, будут также взаимодействовать в сфере биологической безопасности.

В целях обеспечения бесперебойного функционирования Секретариата ОДКБ в условиях возникновения непредвиденных обстоятельств, связанных в том числе с невозможностью осуществления генеральным секретарем ОДКБ своих функций, абзац второй статьи 17 Устава ОДКБ дополняется положением о возможности досрочного прекращения полномочий генерального секретаря ОДКБ по решению Совета коллективной безопасности.

Согласно заключению Министерства юстиции протокол не содержат положений, противоречащих Конституции, законам Беларуси, декретам и указам Президента.

Поскольку протокол является поправкой к Уставу ОДКБ, согласие на обязательность которого для Республики Беларусь было выражено путем ратификации, в соответствии с законом “О международных договорах Республики Беларусь” он также подлежит ратификации. 

Беларусь прекратила действие соглашения с Францией в области культуры, образования, науки и СМИ

Депутаты приняли законопроект “О прекращении действия Соглашения между правительством Республики Беларусь и правительством Французской Республики о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и техники, средств массовой информации”. Проект закона внесен в Палату представителей Советом Министров.

Соглашение между правительствами Беларуси и Франции о сотрудничестве в области культуры, образования, науки и техники, средств массовой информации подписано в Париже 20 января 2010 года, ратифицировано законом Беларуси от 2 декабря 2010 года и вступило в силу 31 июля 2011 года.

В соответствии со ст.14 соглашения оно заключается на пять лет и автоматически продлевается на такой же срок, если ни одна из сторон не уведомит другую сторону в письменной форме о своем намерении изменить или прекратить его действие не позднее, чем за три месяца до истечения срока его действия.

Беларусь приостанавливает действие соглашения с Польшей о сотрудничестве в сфере образования

Депутаты приняли законопроект “О приостановлении действия Соглашения между правительством Республики Беларусь и правительством Республики Польша о сотрудничестве в сфере образования”. Проект закона внесен в Палату представителей Советом Министров.

Соглашение между правительствами Беларуси и Польши о сотрудничестве в сфере образования подписано в Варшаве 20 июля 2016 года. Оно ратифицировано законом Беларуси от 14 декабря 2016 года № 7-З “О ратификации Соглашения между правительством Республики Беларусь и правительством Республики Польша о сотрудничестве в области образования” и вступило в силу 29 декабря 2016 года.

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *