Наш земляк, известный гармонист Петр Кудравец, отметил свой 60-летний юбилей. Однако это не единственный юбилей, который празднует Петр Федорович. Не так давно он перешагнул 40-летний рубеж своего профессионального пути, который вовсе не был устлан лепестками роз. Как у многих творческих людей, были свои взлеты и разочарования. Но, несмотря ни на какие трудности, рядом с музыкантом всегда была гармонь-его душа.
С молоком матери
Красивые музыкальные переливы сопровождали Петра Кудравца с самого его рождения, ведь его папа Федор был первым гармонистом в Эсьмонах и окрестных деревнях. Зачастую длинными зимними вечерами малыш Петя вместе со своими братьями, лежа на натопленной печи, наблюдал, как отцовские пальцы быстренько перебирают кнопки на грифе, создавая яркие, насыщенные звуки, передающие всю гамму человеческих чувств, от восторга до щемящей тоски. Парню также хотелось научиться так красиво играть. Как-то тайком он попытался поиграть на отцовской гармошке, но чехол, где хранился инструмент, оказался запертым. Подручными инструментами удалось справиться с замком и парень, как говорится, отвел душу. Но факт проникновения не остался незамеченным. За тягу к музыке папа не стал наказывать сына, просто подозвал к себе, привязал сыновью ладонь к своей руке, палец к пальцу, и начал играть на гармошке.
— Как сейчас помню ту отцовскую науку, — делится мужчина. — Почти час наши пальцы двигались в унисон. А потом он передал мне гармонь и сказал: «А теперь учись сам, как и я когда-то»
И он учился. На слух подбирал разные композиции, а уже в 12-летнем возрасте сыграл свою первую свадьбу в деревне Заболотье.
Первое разочарование
Когда Петр перешел в 8 класс, в Эсьмонской школе стал преподавать музыку учитель из Белыничей Владимир Кабанович, который заметил деревенского самородка и быстро повез его в райцентр на прослушивание в музыкальную школу. Там отметили отличные музыкальные способности парня, но он не подходил для зачисления по возрасту, излишне взрослый, мол, не успеет пройти учебную программу.
— Вы знаете, от разочарования навернулись на глаза горькие слезы. Учитель музыки, заметив мое состояние, он сказал: «Не волнуйся. Будешь ездить ко мне в Дом пионеров заниматься, я тебя буду учить…».
Со всем пылом юношеской души парень ездил, не пропуская ни одного занятия. Желание учиться было такое, что в любую погоду – дождь, мороз, вьюгу, парень направлялся в районный Дом пионеров, где его ждал учитель. Восемь месяцев длилось обучение. За это время удалось усвоить 5-летнюю программу музыкальной школы.
Свободное «плавание»
После 8-го класса Петр Кудравец решил поступать в Могилевское культпросветучилище имени М. К. Крупской на народное отделение по классу баяна.
— Я колебался, сомневался, получится поступить или нет. Знал: туда идут подготовленные абитуриенты, у которых за плечами музыкальная школа. У меня же этого не было. Однако по пробовал и поступил.
По словам Петра Федоровича, учиться было очень сложно, особенно на первом курсе. То и дело закрадывались мысли забрать документы и вернуться к родителям в деревню. Высказав свое мнение матери, услышал ее суровую угрозу: «Я тебе брошу! Как возьму рисовый веник, как перетяну по плечам, сразу всю свою науку усвоишь…».
Продолжение материала читайте в районной газете от 1 марта 2023 года