Исторические формы национальной символики: подмена понятий

При использовании той или иной символики нужно знать коннотацию, которая с ней связана, опираться на аргументацию и факты. Выбирая символ, поднимая тот или иной флаг, декларируя ему верность, важно понимать, что за этим символом стоит.

Исторические формы национальной символики обсудили во время круглого стола эксперты.

 
Данилович: фактически ничего позитивного за БЧБ-флагом не стоит

Фактически ничего позитивного за БЧБ-флагом не стоит, заявил сегодня во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА ректор Академии управления при Президенте Вячеслав Данилович.

«Мы должны говорить правду о символике, используемой кем-то в нашей стране. Было время, когда она была официальной. Но чего достиг белорусский народ под БЧБ-флагом? — задался вопросом Вячеслав Данилович. — Фактически ничего позитивного за флагом, который был придуман в 1917 году деятелями Белорусского национального движения, не стоит. Но найдем огромный негатив, связанный с Великой Отечественной войной. И наоборот, в государственной символике нет отрицательных вещей. Она была официально утверждена в 1951 году и под ней БССР развивалась успешно. Был заложен социально-экономический и духовно-культурный потенциал, общественно-политический фундамент, на котором и выросла независимая Беларусь».

Ректор Академии управления подчеркнул, что в современный флаг заложен большой смысл. «Он выходит из БССР. В 1951 году об этом и не задумывались, но теперь, если посмотреть на нашу символику, видим огромные смысловые слои, которые туда заложены. Оппоненты современной белорусской государственной символики любят говорить, что у белорусов нет более древнего символа, чем БЧБ-флаг. Это не так. Орнамент, который на нашем флаге присутствует, — это тысячелетия нашей истории. Кроме того, что это древний символ, он еще с глубоким позитивным смыслом: засеянное поле, пожелание благополучия, процветания тем людям, которые живут под этим флагом. Орнаментальная составляющая — очень редкая вещь на флагах. Мы можем гордиться: наш флаг уникален в этом плане», — отметил он.

 

 

Марзалюк: выбирая тот или иной символ, мы должны знать, что за ним стоит

Выбирая тот или иной символ, поднимая тот или иной флаг, декларируя ему верность, мы должны знать, что за этим символом стоит, заявил во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре и науке Палаты представителей, доктор исторических наук, профессор Игорь Марзалюк.

«Бело-красно-белый флаг не является исконным белорусским символом. Национальных флагов не существовало, потому что не существовало наций. Существовали династические флаги», — сказал Игорь Марзалюк.

 

По его словам, Беларусь является преемницей традиций сначала красного, потом красно-зеленого флага.

Игорь Марзалюк подчеркнул, что исторический факт — это фрагмент реальности. «Его интерпретации могут существенно отличаться в зависимости от социально-политических вкусов, от того, какие коннотации мы вкладываем. Вместе с тем мы должны помнить одну вещь: тот или иной символ, очень часто изначально безобидный либо даже позитивный, со временем может приобретать абсолютно негативную коннотацию. Если мы говорим о символах, о государственной символике, то это всегда отношение к государственному флагу и гербу, к государству», — считает он.-0-

 

 

Гигин: используя ту или иную символику, нужно не выдумывать, а опираться на аргументацию и факты

Используя ту или иную символику, нужно не выдумывать, а опираться на аргументацию и факты, заявил во время круглого стола в пресс-центре БЕЛТА декан факультета философии и социальных наук БГУ, секретарь Белорусского союза журналистов Вадим Гигин.

«Иногда говорят, что немцы и коллаборационисты и в других странах использовали национальные флаги. Но там разная история. Например, фашистский режим использовал французский триколор. У Шарля де Голля был лотарингский крест. Надо понимать, каково было отношение населения к бело-красно-белому флагу. До войны население этот флаг реально не видело. Он поднимался на отдельных зданиях в Минске, Гродно, Слуцке, и, видимо, это все. Он широко не использовался в период 1918-1920 годов. Он нигде не использовался в БССР и Восточной Беларуси с 1920 по 1941 год», — сказал Вадим Гигин.

По его словам, в 1920-е годы в Западной Беларуси он был одним из символов борьбы за свои права, но вместе с красным флагом. «Часто приводят стихотворение Максима Танка, где он вспоминает бело-красно-белый флаг (кажется, в 1930 году). Но после этого красный флаг в белорусском освободительном движении фактически отвергает бело-красно-белый. Уже к 1939 году по мере того, как это освободительное движение попадает под влияние коммунистической партии и комсомола Западной Беларуси, красный флаг становится флагом этого движения. И это подтверждено документом. Многие люди бело-красно-белый флаг впервые увидели в 1941 году, когда коллаборационисты начали его использовать. Поэтому он ассоциировался именно с этим периодом. В той же Литве, Латвии, Эстонии это были официальные флаги, которые повсюду висели с 1918 по 1940 год», — отметил декан.

Вадим Гигин подчеркнул, при использовании той или иной символики нужно знать коннотацию, которая с ней связана. «Не выдумывать, а опираться на аргументацию и факты. Многие флаги разных стран получились почти случайно. Потом за ними целая легенда выстраивается, формируется историческое или псевдоисторическое обоснование. Это есть повсеместно. Мы к этому должны относиться с пониманием. Но вот баррикад в истории друг против друга, используя символы, мы строить не должны. Кстати, белорусам это никогда не было свойственно», — добавил он.-0-

 

БелТА

Print Friendly, PDF & Email