Единый день информирования
Завтра, 18 ноября, на территории нашего района пройдёт Единый день информирования населения по следующим темам: «Медиакультура и медиапотребление в белорусском обществе»; «Основные аспекты профилактики киберпреступности»; «Оперативная обстановка в области. Акция «Не прожигай свою жизнь!». Детская шалость с огнём. Электробезопасность. Информационная кампания МЧС «Безопасная старость». Тонкий лёд»; «Сахарный диабет 2 типа и образ жизни»; «Чалавек працай слаўны: Малюючы, адлюстроўваюць свой свет (Галіна Коршунава)».
Интернет как источник информации и пространство для общения
Современная белорусская аудитория имеет доступ к различным медиа и платформам (телевидение, радио, газеты в онлайн-среде, мобильные приложения, сайты разных СМИ и др.). Медийное поле Республики Беларусь насыщенное и разнообразное. Так, на 1 ноября 2021 г. в Министерстве информации Беларуси зарегистрировано 1608 печатных СМИ, 261 телерадиовещательное СМИ, 9 информационных агентств, 37 сетевых изданий. При этом большинство из них (1275) – негосударственные (1180 печатных СМИ; 81 – телерадиовещательное, 7 информационных агентств и 7 сетевых изданий). Информационное пространство нашей страны открыто, несмотря на то, что в этом есть определённые риски: в Беларуси распространяются порядка трёх тысяч зарубежных СМИ, большинство – русскоязычных.
Справочно.
По результатам исследования, проведённого по заказу Министерства информации в 2020 г. Центром социологических и политических исследований БГУ, граждане Беларуси чаще всего обращаются к таким источникам информации, как социальные сети и телевидение (59,8% и 59,4% соответственно). Каждый второй респондент читает информационные и новостные сайты (49,4%), каждый третий использует мессенджеры (34,4%).
Жители регионов Беларуси начинают свой информационный день преимущественно с просмотра телепередач (35,1%) или посещения социальных сетей (33,7%). На третьем месте с существенным отставанием находятся информационные и новостные сайты (14,1%).
Правовые основы государственной информационной политики в Республике Беларусь
Защита национальных интересов в информационной сфере является одной из важнейших функций государства.
Внешнее вмешательство во внутреннюю политику Беларуси заставляет внимательно посмотреть на законодательный опыт других стран и с учётом имеющейся специфики внедрить его в правовое поле Беларуси.
В этой связи серьёзным шагом в защите и развитии белорусского информационного пространства стал ряд новаций, значимых для сферы правоотношений в области массовой информации, предусмотренных в Законе Республики Беларусь от 24.05.2021 г. № 110-З «Об изменении законов по вопросам средств массовой информации».
В частности, расширен перечень лиц, которые не вправе выступать в качестве учредителей СМИ. Это касается в том числе и владельцев интернет-ресурсов, в отношении которых приняты решения об ограничении доступа, а также физических и юридических лиц, ранее выступавших в качестве учредителей СМИ, выпуск которого прекращён по решению суда, а также физических и юридических лиц, ранее выступавших в качестве участников или собственников имущества организации, признанной экстремистской.
Также установлен ряд запретов в части создания и функционирования СМИ с иностранным участием. В частности, предусматриваются меры, направленные на минимизацию иностранного влияния на белорусский информационный рынок. Теперь, независимо от времени создания СМИ, их учредителями не могут выступать иностранные юридические лица, иностранные граждане и лица без гражданства, а также юридические лица с иностранным участием.
Расширен перечень информации, распространение которой запрещено как в СМИ, так и на интернет-ресурсах.
Справочно.
В этот перечень, в частности, входит: недостоверная информация; информация, направленная на пропаганду войны, экстремистской деятельности или содержащая призывы к такой деятельности; другая информация, распространение которой способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь или запрещено законодательными актами.
Кроме того, введён запрет на размещение результатов опросов общественного мнения, относящихся к общественно-политической ситуации, проведённых без получения необходимой аккредитации.
Под запрет подпадает не только размещение подобных материалов, но и гиперссылок на источники, в которых эти материалы содержатся.
Существенно изменён подход к правовому статусу журналиста СМИ. Так, в целях недопущения распространения «фейковых» новостей запрещено использование прав журналиста СМИ для фальсификации информации, а также распространения недостоверной информации под видом достоверных сведений.
Введена возможность лишения аккредитации журналиста СМИ, если им было совершено умышленное противоправное деяние в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Для оперативного пресечения распространения противоправной информации Министерство информации, наряду с судом, обладает полномочиями по принятию решения о прекращении выпуска СМИ.
Необходимо знать, что распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, влечёт за собой административную ответственность.
Более того, в рамках реализации постановления Совета Министров № 575 «О мерах противодействия экстремизму и реабилитации нацизма» экстремистскими формированиями признаются в том числе телеграм-каналы, возможным является применение уголовной ответственности к их участникам, т.е. подписчикам телеграм-каналов.
По данной статье создателям, организаторам и участникам экстремистских формирований грозит лишение свободы на срок до 7 (семи) лет.
Способы противодействия манипулятивным техникам в СМИ
Одним из принципиально значимых направлений в борьбе государства с различного рода манипуляциями в СМИ является предоставление населению объективной, беспристрастной информации о ситуации в стране и мире.
Руководители государственных органов и иных организаций несут персональную ответственность за состояние работы по информационному обеспечению и сопровождению государственной политики в медийной сфере.
Обязанность каждого ответственного гражданина, патриота своей страны состоит в том, чтобы повысить свою осведомлённость о проблеме использования манипулятивных технологий в СМИ и интернете, развить навыки распознавания и противодействия им.
Первоочередную помощь в этом может оказать способность отличать «фейковые» новости в интернете от настоящих. Для этого специалисты дают следующие советы:
изучите источник новости и её содержание целиком; изучите ссылки, указанные в новости; проверьте дату выпуска и оценивайте непредвзято; обратитесь к специалистам.
Необходимо помнить, что развитая способность различать «фейковые» новости от настоящих сводит к минимуму вероятность манипуляции мнением человека, подталкивания его к осуществлению незаконных действий.